ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ГАЛЕРЕЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ХИРУРГОВ
Выдающийся хирург, ученый и педагог, один из пионеров торакальной хирургии в России, создатель крупной научной школы хирургов и анатомов, основатель (вместе с Н. В. Склифосовским) и редактор первого хирургического журнала в Москве («Хирургическая летопись»), общественный деятель в области здравоохранения, профессор Петр Иванович Дьяконов родился в Орле 2 (14 по новому стилю) июня 1855 г. в семье адвоката Ивана Васильевича Дьяконова. В 1870 г. Петр окончил 7 классов Орловской мужской гимназии и в 1871 г. поступил в Император скую медико-хирургическую академию. На 4-м и 5-м курсах был дважды арестован и находился в заключении за активное участие в революционно-демократическом движении, а незадолго до окончания обучения отправлен в ссылку в Великий Устюг. В 1877 г. был мобилизован в армию и участвовал в Русско-турецкой войне. В 1878 г. получил разрешение завершить обучение в Медико-хирургической академии и в мае 1879 г. получил диплом лекаря. Работал земским врачом в Орловской губернии, затем ординатором в губернской больнице. В 1887 г. профессор а. а. Бобров пригласил Петра Ивановича на должность помощника прозектора кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Московского университета. В 1888 г. П. И. Дьяконов защитил докторскую диссертацию «Статистика слепоты и некоторые данные к этиологии слепоты среди русского населения». В 1893 г. был избран заведующим кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии, а в 1901 г. возглавил кафедру и клинику госпитальной хирургии Московского университета и в 1903 г. получил звание ординарного профессора. Научно-практические работы, вышедшие под руководством П. И. Дьяконова и характеризующие его школу, охватывают многие разделы хирургии. Особенно подробно разрабатывались темы, посвященные изучению и лечению наружных грыж живота, хирургическому лечению желчнокаменной болезни, злокачественных новообразований различной локализации, болезней пищевода, геморроя, костно-суставного туберкулеза, вопросам пластической хирургии и хирургии детского возраста. П. И. Дьяконов являлся автором и соавтором 67 научно-практических работ, среди которых такие фундаментальные труды, как руководство «Русская хирургия», «Общая оперативная хирургия», «Болезни шеи», «Восстановление разрушенного носа», «Краткое руководство к приготовлению препаратов по топографической анатомии», «Лекции топографической анатомии и оперативной хирургии». Среди учеников Петра Ивановича 23 защитили докторские диссертации. Профессор П.И. Дьяконов умер 21 декабря 1908 г. (по старому стилю) в возрасте 53 лет в Москве и был похоронен на Ваганьковском кладбище.
ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ И ЧАСТНОЙ ХИРУРГИИ
ВВЕДЕНИЕ. Резекция бифуркации трахеи – очень сложная операция, сопряженная с высокой вероятностью неблагоприятных событий в послеоперационном периоде, в первую очередь, со стороны трахеобронхиального анастомоза.
ЦЕЛЬ. Демонстрация технических аспектов пневмонэктомии с резекцией бифуркации трахеи, оценка различных вариантов укрытия трахеобронхиального анастомоза.
МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛЫ. Проведен анализ результатов хирургического лечения 57 пациентов, перенесших пневмонэктомию с резекцией бифуркации трахеи. В 42 (74 %) случаях такое вмешательство сопровождалось удалением правого легкого, в 15 (26 %) случаях выполнена пневмонэктомия слева. Все пациенты были оперированы по поводу злокачественных новообразований легкого.
РЕЗУЛЬТАТЫ. установлена эффективность использования как медиастинальных (лоскут перикарда, жировой лоскут), так и мышечных лоскутов (межреберная мышца, широчайшая мышца спины), используемых как с целью герметизации анастомоза, так и для отграничения анастомоза от прилежащих жизненно важных структур. Медиастинальные лоскуты предпочтительнее в плане минимизации общего времени операции и уменьшения травматизации пациента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Применение предлагаемой тактики выбора аутопластического лоскута позволяет эффективно использовать различные варианты защиты линии трахеобронхиального анастомоза.
ЦЕЛЬ. анализ выживаемости пациентов после пневмонэктомий.
МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛЫ. В ретроспективное исследование включено 93 пациента c немелкоклеточным раком легкого (НМРЛ), прооперированных в объеме пневмонэктомии с 2014 по 2024 гг.
РЕЗУЛЬТАТЫ. Средний возраст пациентов, подвергшихся оперативному вмешательству, составил 61 год. Плоско клеточный рак диагностирован у 50,5 % пациентов, аденокарцинома у 32,3 % пациентов, другие гистологические варианты – у 17,2 % пациентов. В раннем послеоперационном периоде умерло 6 больных (6,4 %), из которых у 5 выполнена пневмонэктомия справа. Общая 3- и 5-летняя выживаемость составила 50,57 % и 34,38 % со ответственно, безрецидивная – 43,68 % и 32,18 % соответственно.
ВЫВОДЫ. В структуре отдаленных результатов у 40 % пациентов, перенесших пневмонэктомию, причиной смерти явилась неонкологическая патология, большинство причин неонкологической летальности связаны непосредственно с пневмонэктомией.
ЦЕЛЬ. Определить показания и сроки дренирования ран у больных с послеоперационными вентральными грыжами при использовании сетчатых протезов.
МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛЫ. Проведен ретроспективный анализ 137 историй болезни пациентов с послеоперационными вентральными грыжами, оперированных в плановом порядке с имплантацией сетчатых протезов за период 2020–2023 гг. Пациенты были разделены на 2 группы: 55 больных без дренирования раны (1 группа) и 82 пациента, у которых проведено вакуум-аспирационное дренирование раны (2 группа).
РЕЗУЛЬТАТЫ. В 1 группе грыжи W3 диагностированы у 15 (27 %) больных, а во второй группе достоверно чаще – у 44 (54 %) пациентов (p=0,002). В первой группе симультанные операции проведены у 10 (18 %) пациентов, а в сравниваемой группе значимо чаще – у 46 (56 %) больных (p<0,001). Всем пациентам 1 группы выполнена пластика Rives – Stoppa. Во 2 группе у 62 (76 %) больных проведена пластика по методике Rives – Stoppa, у 15 (18 %) пациентов использована корригирующая пластика, а у 5 (6 %) больных – задняя сепарационная пластика. Группы достоверно различались по методам пластики (p=0,013). В первой группе протезы 30x30 см фиксированы у 23 (42 %) больных, а в группе 2 – у 52 (64 %) (p=0,027). Частота раневых осложнений в группах не отличалась (p=0,527). у пациентов 2 группы с неосложненным течением раневого процесса срок удаления дренажей не превысил 9 суток. Средний послеоперационный койко-день в 1 группе составил 7,6±0,3 дня против 13,3±1,2 дня в группе сравнения (p<0,001).
ВЫВОДЫ. Показаниями к дренированию послеоперационной раны у больных с ПОВГ являются: наличие грыжевого дефекта шириной 10 см и более, имплантация сеток больших размеров, использование сепарационных методов пластики, а также проведение симультанных операций. Срок дренирования ран не должен превышать 9 дней.
ОПЫТ РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ. Несмотря на обилие способов облитерации плевральной полости, обеспечить абсолютную профилактику рецидива спонтанного пневмоторакса (СП) невозможно. Принимая решение о выборе тактики лечения СП после проведенного ранее противорецидивного лечения, хирурги исходят из собственного опыта и возможностей, а не из объективно доказанных положений.
МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛЫ. Проведен анализ результатов лечения 24 пациентов с эпизодами СП, которым ранее проводилось противорецидивное лечение в виде индукции плевродеза.
РЕЗУЛЬТАТЫ. у 14 пациентов (0,58) пневмоторакс расценен как первичный, у 10 – вторичный (0,42). Причинами вторичного СП были эмфизема легких (2 больных, 0,08), лимфагиолейомиоматоз (4 больных, 0,16), эндометриоз ассоциированный СП (4 больных, 0,16). Первичная индукция плевродеза проводилась путем торакоскопической плеврэктомии у 8 больных (0,33), торакотомии с плеврэктомией – у 4 больных (0,16), введения склерозантов через плевральный дренаж – 12 больных (0,50). Для лечения рецидива после первичной индукции плевродеза использованы: субтотальная костальная плеврэктомия посредством торакотомии (6), торакоскопии (8) и стерното мии (1) у 15 больных (0,63), торакоскопия с распылением порошкообразного талька у 3 больных (0,12) введение через дренаж тальковой взвеси у 2 больных (0,08). еще у 4 больных (0,16) никаких инвазивных процедур не проводилось в связи с малым объемом пневмоторакса. Клинически значимых рецидивов в течение последующего наблюдения не отмечено.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Выбор метода лечения рецидива СП после индукции плевродеза должен быть индивидуальным – от субтотальной плеврэктомии путем торакотомии или торакоскопии до дренирования и распыления склерозанта или даже простого наблюдения, что зависит от состояния легочной паренхимы, объема и локализации скопления воздуха в плевральной полости. Такое лечение обязательно должно проводиться в специализированных тора кальных отделениях.
НОВЫЕ И РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ. Синдром Куррарино – Сильвермана представляет собой очень редкую деформацию грудины и грудной стенки, возникающую в результате преждевременной облитерации манубриостернального сочленения. В работе представлен опыт радикальной торакопластики с использованием накостного остеосинтеза у пациентов с синдромом Куррарино – Сильвермана.
МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛЫ. Хирургическое лечение включает двустороннюю поднадкостничную резекцию реберных хрящей, остеотомию грудины и коррекцию ее в правильном анатомическом положении с помощью внутрикостного и накостного остеосинтеза.
РЕЗУЛЬТАТЫ. В исследование включены 4 пациента (1 мужчина и 3 женщины) в возрасте от 22 до 30 лет. Среднее время операции составило 146±17 мин. Пациенты активизированы на 2-е сутки, выписаны не позднее 7 суток после операции. Время наблюдения после коррекции составило от 6 месяцев до 3 лет. Осложнений и рецидивов зафиксировано не было. Все пациенты удовлетворены результатами коррекции.
ВЫВОДЫ. Радикальная торакопластика с использованием накостного остеосинтеза при деформации грудной клетки у пациентов с синдромом Куррарино – Сильвермана позволяет достичь оптимального результата коррекции с минимальным послеоперационным рубцом и высокой степенью удовлетворенности.
ХИРУРГИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ
ЦЕЛЬ. Обосновать алгоритм выбора и реализации хирургической тактики при огнестрельном перитоните (ОП) с учетом особенностей его клинического течения.
МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛЫ. Проанализированы результаты лечения 472 пациентов с огнестрельными ранениями живота. В рамках тактики многоэтапного хирургического лечения использовались современные методики: вакуум ассистированная и вакуум-инстилляционная лапаростомия (ВаЛ и ВИЛ), при этом выбор показаний осуществлялся с помощью разработанной в клинике шкалы риска прогрессирования перитонита.
РЕЗУЛЬТАТЫ. Частота послеоперационных осложнений составила 43,8 %, а госпитальная летальность – 4,9 %. В 45 % случаев пусковыми факторами танатогенеза послужили осложнения, связанные с дефектами хирургиче ского лечения на предшествующих этапах. Прогрессирование перитонита с развитием абдоминального сепсиса на фоне проводимого в клинике лечения было отмечено только в 8 % случаях. Частота несформированных кишечных свищей составила 9,8 %, причем при ВИЛ этот показатель оказался существенно ниже, чем при ВаЛ: 2,4 % против 12,1 % соответственно (р=0,06). Кроме того, применение ВИЛ сопровождалось более быстрой элиминацией патогенной микрофлоры и менее выраженным адгезивным процессом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Купирование ОП требует многоэтапного хирургического лечения. Залогом его успешной реализации является соблюдение единых тактических подходов, а также применение эффективной методики временного закрытия брюшной полости. Оригинальная шкала риска прогрессирования перитонита обеспечивает обоснованный подход к лапаростомии, при этом наиболее предпочтительным вариантом последней является ВИЛ.
НАБЛЮДЕНИЯ ИЗ ПРАКТИКИ
Приводится наблюдение из практики – случай лечения псевдокисты поджелудочной железы, осложненной прорывом в заднее средостение. Статья демонстрирует трудности диагностики и хирургического лечения пациентов с псевдокистами поджелудочной железы, имеющими осложненное течение.
При лечении крайне тяжелооббоженных наиболее эффективной профилактикой инфекционных осложнений является выполнение ранней некрэктомии. Согласно клиническим рекомендациям Общероссийской общественной организации «Объединение комбустиологов «Мир без ожогов»» максимальный объем некрэктомии за один этап составляет 1/3 поверхности глубоких ожоговых ран пациента. В данном клиническом случае приводится пример успешного излечения пациента с применением ранней комбинированной некрэктомии (экзартикуляция нижних конечностей на уровне коленных суставов и некрэктомия единым блоком до фасции в области бедер на площади 10 % поверхности тела) 1/2 поверхности глубоких ожоговых ран (28 % поверхности тела) на 5-е сутки после травмы.
ЦЕЛЬ – продемонстрировать результат хирургического лечения пострадавшего с производственной травмой, включающей открытый оскольчатый перелом костей левого предплечья с частичной утратой и отслойкой кожи от кисти до верхней трети плеча. Пациент получил высокоэнергетическую производственную травму в результате попадания левой верхней конечности в станок. На догоспитальном этапе бригадой скорой помощи был наложен жгут на верхнюю треть плеча, асептическая повязка. При поступлении больного в противошоковую палату осмотрен мультидисциплинарной бригадой. Проведена оценка состояния левой верхней конечности визуальным осмотром и дополнительными методами исследования (рентгенография, УЗИ мягких тканей и УЗДГ сосудов). По результатам осмотра и исследований было принято решение о проведении лечения в несколько этапов.
ОБЗОРЫ
В статье представлены сведения, освещающие некоторые моменты эволюции хирургического инструментария, использующегося для проведения трепанации черепа, начиная с глубокой древности вплоть до Нового времени (конец XIX века), когда закончился период хирургии черепа и появилась новая хирургическая специальность — нейрохирургия. Почти все эти инструменты с развитием микрохирургии вышли из употребления, однако изучение истории медицины и понимание этапов ее развития являются фундаментальными основами в формировании мировоззрения любого грамотного современного врача.
Хирургия дуги аорты является одним из самых сложных разделов сердечно-сосудистой хирургии. Реконструктивные вмешательства на дуге аорты сопряжены с высокими рисками из-за особенностей анатомии и технической сложности вмешательства. Для защиты головного мозга во время операции на дуге аорты широко применяется антеградная перфузия головного мозга в сочетании с гипотермией. Антеградная перфузия может выполняться в унилатеральном или билатеральном варианте. На данный момент отсутствуют четкие рекомендации относительно ведения пациентов, оперируемых на дуге аорты. В данном обзоре освещены основные методы защиты головного мозга в аортальной хирургии, а также представлены результаты имеющихся исследований, сравнивающих унилатеральную и билатеральную перфузии головного мозга. Рассмотрены обоснования различных исследователей при выборе каждой из двух предложенных методик для снижения риска неврологических осложнений.
ISSN 2686-7370 (Online)